Доклад Главы 2008

I.  Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления

Апастовского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единица измерения

Отчетная информация

Примечание

2007

2008

2009

2010

2011

I. Экономическое развитие

Дорожное хозяйство и транспорт

1.

Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен:

 

 

 

 

 

 

 

 

капитальный ремонт

процентов

6,7

2,3

3,6

0,0

0,0

 

 

текущий ремонт

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

2.

Доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше 3 лет)

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

3.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

процентов

80,0

79,8

87,3

87,3

87,3

 

4.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)

процентов

12,0

12,0

8,0

6,0

4,0

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

5.

Число субъектов малого предпринимательства

единиц на 10000 человек населения

252,2

271,9

247,7

262,4

272,7

 

6.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

процентов

4,5

11,0

14,0

17,0

20,0

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

7.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства - всего

га

3,2

96,54

3,5

4,0

4,5

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства

га

2,7

2,7

3,0

3,5

3,5

 

 

для комплексного освоения в целях жилищного строительства

га

0,0

93,84

0,0

0,0

0,0

 

8.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)

процентов

82,0

84,0

85,0

86,0

88,0

 

9.

Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о  предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство

дней

20

20

20

20

20

 

10.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:

 

 

 

 

 

 

 

 

объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, - в течение 3 лет

га

0,0

1,32

0,0

0,0

0,0

 

 

иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет

га

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

Сельское хозяйство

11.

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (для муниципальных районов)

процентов

85,7

75,0

78,0

81,0

84,0

 

12.

Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального района

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

II. Доходы населения

13.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района)

процентов

81,2

89,5

91,5

93,5

95,5

 

14.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников:

 

 

 

 

 

 

 

 

крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района)

рублей

7045

8687,1

8850

9200

9400

 

 

муниципальных детских дошкольных учреждений

рублей

3702,2

4197,1

4617,1

4894

5167

 

 

учителей муниципальных общеобразовательных учреждений

рублей

5722

7778

8556

9069

9577

 

 

прочих работающих в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс)

рублей

3600

4018

4420

4685

4947

 

 

врачей муниципальных учреждений здравоохранения

рублей

17000

21771

22000

24420

26000

 

 

среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения

рублей

8700

11937

12400

13640

15000

 

III. Здоровье

15.

Удовлетворенность населения медицинской помощью

процентов числа опрошенных

41,9

43,0

45,0

47,0

50,0

 

16.

Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами

процентов

97,9

99,2

99,5

99,5

99,5

 

17.

Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения

процентов

85

88

93

96

96

 

18.

Доля муниципальных медицинских учреждений:

 

 

 

 

 

 

 

 

применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

переведенных на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат

процентов

0,0

0,0

0,0

100,0

100,0

 

 

переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

19.

Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:

 

86

95

92

90

90

 

 

на дому - всего

единиц

0

0

0

0

0

 

 

в том числе

единиц

 

 

 

 

 

 

от инфаркта миокарда,

4

0

1

1,2

1,5

от инсульта

5

8

0

0

0

 

в первые сутки в стационаре - всего

единиц

0

0

0

0

0

 

 

в том числе

единиц

 

 

 

 

 

 

от инфаркта миокарда,

0

0

0

0

0

от инсульта

0

0

0

0

0

20.

Число случаев смерти детей до 18 лет:

единиц

3

6

0

0

0

 

 

на дому

единиц

2

3

0

0

0

 

 

в первые сутки в стационаре

единиц

1

3

0

0

0

 

21.

Число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10000 человек населения (на конец года) - всего

человек

171,1

154,1

139

139

139

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

число врачей в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10000 человек населения (на конец года)

человек

16,1

17,4

17,4

17,4

17,4

 

 

из них

человек

 

 

 

 

 

 

участковых врачей и врачей общей практики

6,69

6,70

6,2

6,2

6,2

 

число среднего медицинского персонала в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10000 человек населения (на конец года)

человек

101,0

91,1

91,3

91,5

92

 

 

из них

человек

 

 

 

 

 

 

участковых медицинских сестер и медицинских сестер врачей общей практики

11,14

11,61

10,7

10,7

10,7

22.

Уровень госпитализации в муниципальные учреждения здравоохранения

человек

 

 

 

 

 

 

на 100 человек населения

16,0

15,1

15

14,5

14

23.

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре муниципальных учреждений здравоохранения

дней

10,2

9,9

9,8

9,8

9,8

 

24.

Среднегодовая занятость койки в муниципальных учреждениях здравоохранения

дней

332

335

335

335

335

 

25.

Число коек в муниципальных учреждениях здравоохранения на 10000 человек населения

штук

48,2

40,7

40,7

40,6

40,5

 

26.

Стоимость содержания одной койки в муниципальных учреждениях здравоохранения в сутки

рублей

141,72

134,06

158,94

182,79

210,21

 

27.

Средняя стоимость койко-дня в муниципальных стационарных медицинских учреждениях

рублей

425,00

500,79

709,44

815,89

938,00

 

28.

Объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

стационарная медицинская помощь

койко-день

1,554

1,45

1,41

1,41

1,41

 

 

амбулаторная помощь

посещение

5,676

5,774

14,346

14,346

14,346

 

 

дневные стационары всех типов

койко-день

0,469

0,436

0,25

0,25

0,25

 

 

скорая медицинская помощь

вызов

0,318

0,214

0,216

0,216

0,216

 

29.

Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения:

 

 

 

 

 

 

 

 

стационарная медицинская помощь

рублей

566,26

634,84

709,44

815,35

938

 

 

амбулаторная помощь

рублей

103,06

163,36

180,56

207,64

238,79

 

 

дневные стационары всех типов

рублей

252,20

389,35

404,18

464,81

543,53

 

 

скорая медицинская помощь

рублей

851,25

1 001,24

1234

1418,79

1631,61

 

IV. Дошкольное и дополнительное образование детей

30.

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей

процентов  числа опрошенных

0,0

90,0

90,0

91,5

93

 

31.

Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей

процентов  числа опрошенных

95,2

94,0

95,0

95,0

100

 

32.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет

процентов

68,0

70

71

72

73

 

33.

Удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности

процентов

50,0

57,0

59,1

60,8

62,6

 

34.

Доля детских дошкольных муниципальных учреждений в общем числе организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100

 

35.

Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги

процентов

70,0

64,3

67,0

68

71

 

36.

Удовлетворенность населения качеством общего образования

процентов  числа опрошенных

96,0

93,0

95,0

96,0

97

 

37.

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене

процентов

24,8

17,3

61,0

61,5

62

вычислено по фомуле количество выпускников сдавших ЕГЭ по 3 и более предметом

38.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных:

 

 

 

 

 

 

 

 

на нормативное подушевое финансирование

процентов

0,0

100,0

100,0

100,0

100

 

 

на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат

процентов

0,0

0,0

0,0

100,0

100

 

39.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10 - 11 классы) менее 150 человек в городской местности и менее 84 человек в сельской местности в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений ( город)

процентов

100,0/34,6

100/25,0

100,0/27,4

100,0/25,2

100/25,5

 

40.

Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях – всего

человек

2,7

2,6

2,6

2,6

2,6

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на одного учителя

человек

5,8

5,6

5,6

5,6

5,6

 

 

на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс)

человек

5,1

4,9

4,9

4,9

4,9

 

41.

Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях:

 

 

 

 

 

 

 

 

в городских поселениях

человек

19,7

20,7

20,1

20,1

21

 

 

в сельской местности

человек

7,3

7,7

7,5

7,0

7

 

VI. Физическая культура и спорт

42.

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

процентов

15,6

15,2

17,5

18,5

18,7

 

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

43.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами:

 

 

 

 

 

 

 

 

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме

процентов

39,2

39,2

39,2

0

0

 

 

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

процентов

10,4

10,4

10,4

20,0

20,0

 

 

управление муниципальным или государственным учреждением либо предприятием

процентов

0

0

0

0

0

 

 

управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы

процентов

50,4

50,4

50,4

80

80

 

 

управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района)  не более 25 процентов

процентов

0

0

0

0

0

 

44.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро- снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе органи-заций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района)

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

45.

Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

46.

Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета                                                                                                              

процентов

 

 

 

 

 

 

холодная вода

0,0

19,0

21

23

25

 

гор.вода

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

электр.энергия

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

теплоснабжение

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

газоснабжение

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

47.

Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги

процентов

96,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

48.

Процент подписанных паспортов готовности жилищного фонда и котельных (по состоянию на 15 ноября отчетного года)

процентов

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

 

49.

Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения:

 

 

 

 

 

 

 

 

по водоснабжению

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

по водоотведению

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

VIII. Доступность и качество жилья

50.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего

кв. метров

25,1

25,4

26,1

26,8

27,8

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

введенная в действие за год

Кв.метров

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

 

51.

Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения - всего

единиц

416

317,8

438,6

446,1

453,9

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

введенных в действие за год

единиц

3

3,7

3,03

3,29

3,56

 

52.

Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:

 

 

 

 

 

 

 

 

общая площадь жилых помещений

кв. метров

7800

6719

6500

6800

7100

 

 

число жилых квартир

единиц

70

67,2

65

70

75

 

53.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

процентов

96,3

96,8

99,2

99,3

100,0

 

54.

Год утверждения или внесения последних изменений:

 

 

 

 

 

 

 

 

в генеральный план городского округа (схему территориального планирования муниципального района)

год

2006

2007

2009

2009

2009

 

 

в правила землепользования и застройки городского округа (муниципального района)

год

2005

2005

2005

2005

2005

 

 

в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры

год

2007

2008

2009

2009

2009

 

IX. Организация муниципального управления

55.

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района),

процентов числа опрошенных

93,0

94,0

96,0

96,0

98,0

 

 

в том числе их информационной открытостью

 

95,0

98,0

98,0

98,0

98,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56.

Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе)

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

57.

Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования

процентов

6,4

7,4

7,3

14,9

15,8

 

58.

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов

процентов

18,0

20,5

23,0

25,0

27,0

 

59.

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)

процентов

70,0

75,0

77,0

79,0

80,0

 

60.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года)

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

61.

Доля кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

62.

Доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства

процентов

12,5

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

доля объектов капитального строительства муниципальной формы собственности, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства муниципальной формы собственности

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

63.

Утверждение бюджета на 3 года (данный показатель оценивается в случае, если субъект Российской Федерации перешел на 3-летний бюджет)

да (нет)

нет

нет

да

да

да

 

64.

Среднегодовая численность постоянного населения

тыс. человек

22,4

22,3

21,5

21,2

21,0

 

65.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования - всего

тыс. рублей

310824,0

383698,0

312908,0

288355,0

313148,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

18288,0

20250,0

13025,0

0,0

0,0

 

 

на образование (общее, дошкольное)

тыс.рублей

134808,0

167504,0

164985,0

162734,0

172550,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

4757,0

4989,0

1551,0

0,0

0,0

 

 

расходы на оплату труда и начисления на оплату труда

тыс.рублей

103438,0

119478,0

121501,0

126774,0

134254,0

 

 

на здравоохранение

тыс.рублей

25941,0

32196,0

31970,0

34109,0

36853,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

2911,0

4264,0

0,0

0,0

0,0

 

 

расходы на оплату труда и начисления на оплату труда

тыс. рублей

12178,0

3911,5

3988,0

4102,0

4102,0

 

 

на культуру

тыс.рублей

35148,0

15954,0

10064,0

11066,0

12052,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

456,0

642,0

86,0

0,0

0,0

 

 

расходы на оплату труда и начисления на оплату труда

тыс.рублей

6124,0

7855,3

8651,0

9417,0

9972,0

 

 

на физическую культуру и спорт

тыс.рублей

577,0

478,0

422,0

235,0

249,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

расходы на оплату труда и начисления на оплату труда

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

на жилищно-коммунальное хозяйство

тыс. рублей

80,0

32061,0

20484,0

818,0

867,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

0,0

6934,0

3930,0

0,0

0,0

 

 

расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

на содержание работников органов местного самоуправления

тыс.рублей

10187,0

11630,0

13864,0

14690,0

15570,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

в расчете на одного жителя муниципального образования

тыс. рублей

0,4

0,5

0,6

0,7

0,7

 

 

на развитие и поддержку малого предпринимательства

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

в расчете на одно малое предприятие муниципального образования

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

в расчете на одного жителя муниципального образования

тыс.рублей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

на транспорт

тыс.рублей

9677,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

9677,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

 

на дорожное хозяйство

тыс. рублей

0,0

2000,0

5000,0

0,0

0,0

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

тыс.рублей

0,0

2000,0

5000,0

0,0

0,0

 

Х. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

благоустройства и озеленения территории, освещения улиц

66.

Доля переработанных отходов в общем количестве собранных вторичных материальных ресурсов

проценты

0

10,0

40

45

50

 

67.

Соотношение   фактического оснащения территории:

 

 

 

 

 

 

 

 

контейнерами и бункерами к  нормативно-расчетному  количеству

     проценты

0,0

40,0

45,0

50,0

55,0

 

 

спецтехникой к  нормативно-расчетному  количеству

      проценты

0,0

20,0

25,0

30,0

35,0

 

68.

Удельный вес комплексно благоустроенных дворов в общем количестве дворов, требующих благоустройства

проценты

10,0

30,0

50,0

70,0

100,0

 

69.

Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования, за исключением Государственного лесного фонда

проценты

80,0

80,0

80,0

80,0

80,0

 

70.

Обеспеченность  улиц, проездов, набережных сетями освещения

проценты

50,0

60,0

65,0

70,0

75,0

 

 

II.  Пояснительная записка к докладу главы Апастовского муниципального района (городского округа) Республики Татарстан о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2008 год и их планируемых значениях на 3- летний период

 

 

I.Экономическое развитие

Дорожное хозяйство и транспорт

1. Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен:

капитальный ремонт 2,26%;

текущий ремонт 100%;

2. Доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров
(свыше 3 лет)  0%;

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения 87,28%;

4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) 10%;

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

 

Экономику района уже невозможно представить без вклада предприятий малого  бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших в организационном плане структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынке и оперативно «перестраиваться на марше», но при этом достаточно успешно конкурируют с крупными предприятиями в данном отраслевом сегменте. Нормальное функционирование субъектов малого  предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения в экономическом процессе, а также приносить реальные доходы в бюджет района.   

Деятельность малого  бизнеса в районе находится в зоне особого внимания. Руководство района глубоко заинтересовано в поступательном развитии малого бизнеса.

В настоящее время в районе в малом  бизнесе занято более 1500 человек, что составляет 23% от общего числа всех работающих. При этом за последние годы произошло значительное увеличение количества работающих  в сфере малого бизнеса. По состоянию на 1 января 2009 года по району насчитывается 208 предприятий розничной стационарной сети, из них  11 магазинов продовольственных, 14 непродовольственных, 183 смешанных, в том  числе  40 торговых павильонов открыты во 2 квартале 2008 года ,в 3 квартале 2008 открыт супермаркет «Апельсин».который рассчитан на 8 торговых мест в ООО «Апас базары». Торговая площадь ООО «Апас базары» составляет 531,6 кв.м., численность работающих-100 чел.  В связи с ростом  торговых объектов по району  обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей  составляет  211  кв.м.  По райцентру этот показатель  на много выше и  составляет 352 кв.м.. Следовательно следует уделить большое внимание развитию торговли  в периферии, поднять уровень торгового обслуживания системы ООО «Актай», так как снижение  показателя обеспеченности торговыми площадями произошло за счет сокращения торговых площадей по ООО «Актай».

В текущем году на потребительском рынке района произошли некоторые преобразования. Изменилась инфраструктура сферы потребительского рынка. Наблюдается повышение товарной насыщенности.  В объеме розничного товарооборота района большую часть занимает товарооборот предпринимательской  деятельности. Оборот системы потребительской кооперации составляет всего – 18 %, доля магазинов системы потребкооперации составляет -19 % от общего количества магазинов района. Наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли района  в фактических ценах. За  2008 год оборот предприятий всех видов деятельности, занятых в малом и среднем бизнесе, составил более 424 млн. рублей, что на 21% больше, чем в 2007 году и на 49% больше чем в 2006 году. Следует отметить, что в 2008 году наметились позитивные сдвиги в развитии товарооборота непродовольственными товарами. С 40 % по итогам  2007 г. этот показатель возрос до 42%. Увеличение доли непродовольственных товаров  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обусловлено ростом доходов населения и свидетельствует о повышении качества жизни. Наблюдается значительный рост реализации товаров длительного пользования. Этому способствует открытие специализированных магазинов по реализации теле-видео аппаратуры и бытовой техники, мебели Их районе насчитывается 10 объектов и все они занимаются потребительским кредитованием.

Реализацией алкогольной продукции в районе занимаются 106 торговых объектов  - это 5 точек фирменной сети «Арыш мае», 40 точек  предприятия потребительской кооперации «Актай» и 61 других предприятий малого бизнеса.

Всего реализовано за 2008 год  39,7тыс. дал алкогольной продукции, что составляет 104 % к уровню прошлого года и 114 % к уровню 2006 года.  В населенных пунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть, организована выездная торговля.

Исполком Апастовского муниципального района способствует обеспечению  равной доступности предпринимателей к муниципальным заказам. По итогам 2008 года проведены 28 открытых конкурсов, 5 электронных аукционов,  17 открытых аукционов и 1 запрос котировок , в которых победителями являются представители малого бизнеса Апастовского района .

 В ходе выполнения мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства Апастовского района на 2007-2010 годы доля субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте района возросло до 10%, а доля налоговых платежей от малого бизнеса в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета района составила 18%.

 Определенными темпами развивается малый бизнес и в сельском хозяйстве, где занято 12 субъектов, в строительстве – 4, транспорте 2. Однако следует отметить, что не достаточно внедряется малое предпринимательство в сферу производства. Вот где еще можно развить свою деятельность. Так в 2007 году в нашем районе встала на учет «Строительная Компания «Рифс»», с объемом поступлений подоходного налога 130 тысяч в месяц, а в 2008году ООО СФК Барс с объемом поступлений подоходного налога 70 тысяч рублей в месяц.

Оказанием      услуг   общественного          питания          занимается одно общедоступное предприятие общественного питания потребительской кооперации на 100 посадочных мест. Кроме того, действует 23 столовых при общеобразовательных учреждениях, столовая при ПЛ-92. Всего за год оказано услуг общественного питания на 7,1 млн. рублей, в том числе продано собственной продукции на 4,7 млн. рублей. Однако в районе отсутствует сеть элитных заведений.

Бытовые услуги населению оказываются 12-ю предприятиями малого бизнеса. В структуре бытовых услуг приоритет принадлежит ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, также оказываются населению парикмахерские услуги, ремонт одежды, часов, обуви. Всего оказано услуг на 16700 тыс. рублей.

Какие бы мнения и недовольства со стороны предпринимателей не звучали контрольно-инспекционная деятельность остается актуальной и значимой, так как одной из основных задач развития торговли и услуг является насыщение потребительского рынка качественными и безопасными товарами и услугами. Проведено 47 мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов, наложено штрафов на сумму более 48 тыс. рублей. Наибольшее количество проверок приходится на сферу торговли. Типовые нарушения - отсутствие удостоверений качества и безопасности на реализуемые товары, реализация товаров с истекшим сроком годности, ненадлежащее оформление ценников, применение весоизмерительного оборудования не прошедшего своевременную поверку, нарушение санитарных норм и правил. Учитывая тот факт, что количество нарушений имеет тенденцию к увеличению, говорить о возможности          ослабления контроля преждевременно. Необходимо, скоординировав          усилия,           продолжить практику взаимодействия контролирующих органов.

За 2008 год рассмотрено и решено в пользу потребителей 88 обращений граждан. Произведен возврат денег потребителям в сумме 129 тыс. рублей.

Проделана определенная работа по осуществлению контроля цен на социально-значимые группы товаров. Систематически проводился мониторинг цен. 

Основными направлениями развития потребительского рынка в 2009 году должны стать:

v      Принятие мер по улучшению обслуживания сельского населения, в Т.Ч. малонаселенных пунктах, расширению ассортимента реализуемых товаров;

v      Продвижение продукции производства предприятий Республики Татарстан и местных товаропроизводителей, повышение их качества и конкурентоспособности;

v      Развитие элитных заведений общественного питания;

v      Открытие новых объектов бытового обслуживания и расширение возможности оказания услуг в рамках уже существующих производств;

v      Контроль за формой оплаты работников сферы торговли и услуг.

 

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

 

            Для поддержки развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки в Апастовском муниципальном районе Решением Совета Апастовского муниципального района 5 сентября 2008 г. №377 утверждено положение «О порядке принятия решений о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления жилищного строительства в системе социальной ипотеки, расположенных на территории Апастовского муниципального района». В соответствии с Положением гражданину- участнику социальной ипотеки, заключившему договор со специализированной организацией земельный участок предоставляется бесплатно.  

 

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

Хозяйства Апастовского муниципального района специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса КРС и свиней. 2008 год завершили с прибылью 58818 тыс.рублей и рентабельность составила 5,3% против 4,3% в прошлом году. Удельный вес прибыльных хозяйств составляет 92,9% (1 хозяйство ООО СХП «Каратун» завершил год с убытком 23476 тыс.рублей).

В 2009 году планируем получить прибыль в пределах 80 млн.рублей с рентабельностью 7,5%.

Сельскохозяйственными предприятиями Апастовского района используется земель 84407 га, из которых сельскохозяйственные угодья составляют 80476га, из них пашни – 72056 га, сенокосы – 799 га, пастбища – 7621 га.

Из общего количества земли находится в долевой собственности 46978 га или 56% от всей земельной площади, которые переданы в аренду с/х предприятий, кроме того 3156 га паевой земли используется без договоров аренды. По ним ведется систематическая работа по восстановлению собственников или переводу в муниципальную собственность. Земли в собственности граждан и юридических лиц находятся в количестве 17944 га, в собственности с/х организаций – 1154 га.

Из общего количества земли 15175 га или 18%, принадлежащий государству и переданы в аренду с/х предприятиям района.

Для реализации Госпрограммы на предстоящие 3 года в районе планируется ввод в эксплуатацию молочного комплекса в ООО СХП Рахимов на 1200 голов коров.

Будет сдан в эксплуатацию Бурнашевская ферма КРС по откорму молодняка КРС на 1000 голов.

Опытом доказано, практически проверено, что одним из наиболее действенных, высокоэффективных средств производства в растениеводческой отрасли является – сорт. Именно поэтому хозяйства района обращают пристальное внимание на приобретение новых высокопродуктивных сортов яровых, озимых и зернобобовых культур. Основными сортами являются из яровых зерновых культур (85%) – Эстер, Мис, Омская-33, Юбилейная, Тулайковская-10 и другие. Также планируем изменить структуру посевных площадей. Вести эффективную защиту растений от вредителей и болезней.

                      II.Доходы населения

   Денежные доходы населения в 2008 году  составили более 1239 млн. рублей, увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28 процентов и на 65 процентов по сравнению с 2006 годом. В структуре денежных доходов заработная плата составляет 56 процентов, доходы от реализации собственной продукции 4 процента, пенсии 30 процентов и прочие доходы 10 процентов.

Доходы на душу населения по оценке составили 8600 рублей, что выше по сравнению с 2007 годом на 21 процент, по сравнению с 2006 годом на 62 процента. Наиболее высокие уровни жизни достигнуты на территориях поселка Апастово, Верхнеиндырчинского, Кзыл-Тауского, Булым-Булыхчинкого сельских поселений. Ниже среднерайонного уровня доходы на душу населения на территориях  Табар-Черкийского, Куштовского, Черемшанского, Сатламышевского сельских поселений.

 

 

III. ИНФОРМАЦИЯ  О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЙОНА.

 

    Медицинскую помощь на территории Апастовского муниципального района оказывают:

           -ЦРБ- на 93 койки круглосуточного пребывания,

 12 коек дневного пребывания

 поликлиника на 400 посещений в день.

-Шонгутской ВА, на 1 койки дневного пребывания

амбулатория на 27 посещения;

- Среднебалтаевской ВА, на 3 коек дневного пребывания

амбулатории на 50 посещений.

- 57 фельдшерско-акушерских пунктов на 185 100  посещений в год.

В районе проживает  22215 человек,

в том числе  11 810 женщин.

 

 

 

 

 

 

 

2006

 

 

 

2007

 

 

 

2008

 

 

Рождаемость

195

230

230

Смертность

354

346

423

Естественный прирост

-159

-116

-193

 

- 98 человек трудоспособного возраста умерло 2008 году, (2007г- 66чел), среди умерших,  мужчины составляют более 65%.

1-ое место-смертность от болезней системы кровообращения.

2-ое место- – злокачественные новообразования.(2007г.-47 чел;  2008 г.-54 чел.)

 

Деятельность учреждений здравоохранения района

  -  За 2008 год проведено 12323 профилактических флюорографических осмотров. План   профилактических флюорографических осмотров выполнен на 100%.

 -Сделано      21720    прививок. Дополнительно из местного бюджета выделены финансовые средства в размере 149 тыс. 775 тыс. руб. для приобретения противогриппозной вакцины.  Вакцинированы 1230 человек.

 -За   текущий год для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной  помощи в виде набора социальных услуг отпущено  медикаментов на сумму 8 млн. 872тыс.104 руб. в т.ч.

 -из федерального бюджета на сумму 2 млн.784 тыс.266 руб;

-гражданам, страдающим муковисцидозом, гипофизарным нанизмом,миелолейкозом, рассеянным склерозом на сумму 4 млн.919 тыс.233 руб,

- из республиканского бюджета на сумму  -1 млн.073 тыс.401 руб.

Государственный заказ на круглосуточную стационарную медицинскую помощь выполнен на 100,9%.

Получили лечение  3221 больной. 

В койках дневного стационара   пролечились  801 больной.

     В   амбулаторно  - поликлинических учреждениях  района  было сделано 126089 посещений.  План врачебных посещений выполнен на 100% .

Ортопедическую помощь в течение  2008 г. получил 91 человек на 200 тыс.рублей.( в 2007г- 180 тысяч .- 87 чел).

 

Финансирование.

На содержание системы здравоохранения  района за 2008 год выделить 64 млн. 868 тыс. 600 рублей, в том числе по ОМС – 59 млн. 120 тыс. 800 рублей, по бюджету 5 млн. 747 тыс. 900 рублей.

 

Исполнение консолидированного бюджета  за  2008 год.

Консолидированный

 бюджет

 

План 2007

План на 2008 г.

Фактически профинансировано

за 2008 г.

 

 (%) от годового плана 2008 г.

Всего

55721

64868,6

63587,1

 

98,0

В том числе ОМС

32102,1

59120,7

57839,2

 

97,8

 В т.ч.бюджет

19709,3

5747,9

5747,9

 

100,0

 В т.ч медикаменты

3541

3634,4

3299,5

 

90,8

 В т.ч  питание

1795

1946,7

1863,1

 

95,7

В.ч. детские

молочные смеси

 

3910,0

641,0

641,0

 

100,0

 

 

 

 

 

 

 

Расходы здравоохранения в расчете на  1го жителя за   текущий год составили 2896 рублей. (в 2007 год 1865 руб.).

 Стоимость одной  койки - дня круглосуточного пребывания составила 611 рублей. (332 руб.-2007г) дневного стационара – 327 рублей . (200 р.-2007г)

 Стоимость 1 го посещения составила 149 рублей 35 копеек. (102 руб.-2007).

 

  Кадры.

В настоящее время в лечебно - профилактических учреждениях района работает 321 работник, в том числе 37 врачей, 194 средних медицинских работников, 49 младший медицинский персонал.

В 2008 году 2 молодых специалиста врача вернулись и устроились на работу  в ЦРБ.

ВИЧ-инфекция. на территории Апастовского района на сегодняшний день  4 ВИЧ инфицированных. (1-выбыл по месту проживания в Узбекистан.1-депортирован ,4-проживают в г.Казани, 1-умер в 2007 г).

В 2008 году осмотрены 546 учащихся на предмет выявление немедицинское потребление наркотиков.

В результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по финансируемым направлениям проекта Апастовский район за  2008 год получил из Федерального бюджета  в виде субвенций, субсидий, медицинских услуг,  иммунобиологических препаратов, тест- систем  12 млн.350 тыс.руб.

- первичная медико-санитарная помощь (участковая сеть, ВОП, участковые педиатры, медсестры ВОП и участковых педиатров; 11 ВОП, 3 педиатра ,24 мед. сестры.)  -  4 млн. 518 тыс.  рублей

- родовые сертификаты

                  Женская консультация – 591 тысяч  рублей.

                  Родильный дом – 1 млн.164 тысяч  рублей.;

                   Детская поликлиника – 353  рублей.

- дополнительная диспансеризация работающих граждан – 583 тысяч руб.;(599 чел.)

- углубленный медицинский осмотр работников с вредными условиями труда. – 149 тыс. рублей.(240 раб)

- денежные выплаты медицинскому персоналу  скорой медицинской помощи и ФАПов –3млн.814 тысяч  рублей.   -Среднемесячная заработная плата на 1 человека составляет 11 тысяч 380 рублей.

 

   В  2008 году  санаторно-курортное лечение и оздоровление получили 22 беременных.

    В настоящее время   начат 2 этап реконструкции ЦРБ. Закончился ремонт крыши стационарного корпуса. После капитального ремонта стоматологическое отделение переведено на  первый этаж стационарного корпуса. Полностью отремонтировано отделение скорой медицинской помощи. Начат  ремонт  левого крыла стационарного корпуса, в том числе приемного покоя, кабинетов лаборатории.

В текущем году благодаря поддержки Администрации района за счет бюджета полностью оснащен стоматологический кабинет  в ООО  «Свияга» ,выделен зубной врач для обслуживания курсантов. Открыт  дополнительный зубоврачебный кабинет в ст.Каратун, в реконструктированном здании детского сада.

 2008 году Апастовская  Центральная  районная больница лицензировалась по шести десяти трем видам медицинской помощи. Это нам дает юридическое право оказывать населению квалифицированную медицинскую помощь в течение последующих пяти лет.

 Предстоящие задачи на 2009 год.:

-Основной задачей перед коллективом больницы будет продолжение работы по выполнению национального проекта в сфере здравоохранения.

-Президентом Республики Татарстан  перед Министерством здравоохранения РТ поставлена задача перехода с 1 января 2010 г. на отраслевую систему оплаты труда. В настоящее время разрабатывается система перехода на отраслевую систему оплаты труда в программе 1С.

-Оснастить ФАПы необходимым оборудованием для оказания полноценной  медицинской помощи согласно табелю оснащения. 

-Продолжить 2 этап реконструкции здания ЦРБ  и строительство Шонгутской врачебной  амбулатории.

 

IV.Дошкольное образование

На начало 2008 года в районе функционировало 40 дошкольных образовательных учреждения.

         В целях оптимизации бюджетных расходов  5 детских садов  были переведены в здания школ, Эбалаковский детский сад объединили с Мурзинским..  В сентябре 2008 года  действовало 40 дошкольных учреждений с охватом 600 детей.

В декабре 2008 года из-за отсутствия контингента детей была приостановлена деятельность Верхнеаткозинского детского сада.

В конце года после капитального ремонта открылся Каратунский   ДОУ «Гульчачак на 55 мест.

           Отделом образования и администрациями учреждений обеспечивается возможность обучения дошкольников на родном языке. В районе из 40 функционирующих садов:  37 – татарских,1 русско-татарский, 1-русских, 1 чувашский детский сад. Во всех дошкольных учреждениях организовано обучение родному языку, в некоторых из них созданы  краеведческие  музеи.

       В целях удовлетворения запросов родителей по разностороннему развитию детей в детских садах  организовано дополнительное образование детей: проводятся кружки «Умелые руки», по музыкально-эстетическому развитию, оригами, по изучению английскому языку, танцевальный кружок.

            В дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется предшкольной подготовке.           В 2007/2008 учебном году 83,6% детей пришли в школы из детских садов (по РТ-80,4%).

Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений в 2008 году составила 6829 рублей.

     Доход от внебюджетной деятельности дошкольных образовательных учреждений района к концу 2008 года составил 3 488,2  тысяч рублей.

Информация о состоянии дополнительного образования в Апастовском муниципальном районе.

            Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

         Подготовка высокообразованных всесторонне развитых личностей – главная цель всей деятельности Центра детского творчества “Сәләт”

         Многопрофильное муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества « Сәләт » расположен в сельской местности. В ноябре 2008 года выделено новое, хорошо отремонтированное здание. 

         Основное внимание в системе дополнительного образования по прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения: на многообразии и видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы: на личностно-деятельном характере образовательного процесса,  способствующего развитию мотивации личности к познанию творчеству, профессиональному самоопределению детей и их самореализации. Практически ежегодное увеличение сети и контингента обучающихся в нашей системе вновь, как и прежде, подтверждают востребованность этой формы образования в обществе.

       Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

           Дополнительное образование  развивается по 9 направлениям : научно-техническое, спортивно- техническое; физкультурно- оздоровительное  ;художественно- эстетическое   ; туристко -  краеведческое  ;эколого –

биологическое  ; военно- патриотическое  ;социальное – педагогическое 

 с охватом  в 2007 году -  2100 учащихся; в 2008году – 2000 учащихся.

Планируется в 2009 году -2000 учащихся ; 2010 г -2000 учащихся ; 2011г.- 2000 учащихся  по научно- техническим, спортивно- техническим, физкультурно- оздоровительным, художественно- эстетическим, туристко- краеведческим, эколого- биологическим, военно- патриотическим, социально- педагогическим, культурологическим направлениям.

 

                         На основании Постановления Кабинета Министров РТ № 597 от 12.12.2005г.  и Постановления Апастовского муниципального района РТ от 12 января 2007 года в учреждении Апастовского Центра детского творчества  с 1 го февраля 2007 года введена родительская плата, в связи с необходимостью укрепления  материально- технической базы бюджетных учреждений дополнительного образования детей, обеспечения оплаты текущих затрат и повышения  заработной платы работников этих учреждений.

           Дополнительное образование открывает перед сельскими школьниками максимально равные возможности для формирования индивидуального многообразия. Органическое сочетание многообразных форм деятельности /выставки, фестивали творчества , конкурсы достижений и др..

        В районе традиционно успешно решались вопросы развития детского движения, поддержки деятельности детских организаций, оказания  им помощи в организации их деятельности,  направленной на воспитание гражданственности, патриотизма, дружбы между детьми различных национальностей, уважение к обычаям и традициям народов, проживающих в районе и республике. Благодаря поддержке и помощи педколлективов школ, районного ЦДТ, во всех школах были созданы дружины и отряды Союза наследников  Татарстана, которые объединили 2067 учащихся школ района, из них 493 учащихся следопыты, 986 учащихся - наследники, 588 учащихся - старшеклассники. Включение ребенка в разнообразные виды деятельности способствует его самореализации. Детская организация по своей сути является школой общественной жизни. Именно в организации дети учатся демократии, умению убеждать и выслушивать нужное мнение, проявлять активность, сохранять прогрессивные традиции и создавать новые.

       В активе наследников - участие в районной и республиканском  походе паломничестве на родину Г.Тукая – Кырлай, в тимуровской работе и художественно-самодеятельном творчестве других общественно-значимых делах.

   Лучшие вожатые ежегодно принимают участие в республиканском конкурсе вожатского мастерства «Наставник года», проводимым Республиканским советом Союза наследников Татарстана совместно с Министерством образования РТ.

  В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ  и постановлением руководителя исполкома  в  районе организуется  отдых и оздоровление учащихся, с целью которых является укрепление здоровья детей, расширения кругозора по интересам.

 

Типы лагерей

2007

2008

2009

2010

2011

1.

Пришкольные

771

850

850

850

850

2.

Стационарно- оздоровительный лагерь « Свияга »

-

215

935

950

950

 

   Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью , поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач  дополнительного образования.

 

 

V.Образование

 

На начало 2008 года в системе образования Апастовского муниципального района функционировали:

- 53 общеообразовательных  учреждения

из них : 

31  -начальных,

7-основные,

15- средних  школ.

 

Численность учащихся на начало 2008-2009 учебного года составила _2425_учащихся. Средняя успеваемость -  100 %,  успевающих на «4» и «5» - 46,3 % (в прошлом учебном году _45,8%).

 

К началу 2008-2009 учебного года во всех учреждениях образования проведен текущий ремонт на сумму 950 тысяч рублей, на капитальный ремонт Каратунской СШ выделено 900 тыс. рублей. Введен  в действие   Кулганский комплекс начальная школа -детский сад, (на который в 2008 году выделено 400 тыс.рублей. ).   Начато   строительство  Бурнашевской школы. 

В достаточном объеме выполнены меры предупредительно-профилактического направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности учебного процесса.

           Образовательные учреждения привлекают внебюджетные средства, заработанные на реализации сельхозпродукции, выращенной на пришкольных участках. Другой формой привлечения внебюджетных средств является оказание платных образовательных услуг (Апастовская сош- подготовка детей к школе).  Доход от внебюджетной деятельности образовательных учреждений района к концу 2008 года составил 731 тысяч рублей. Для укрепления материально- технической базы школ из бюджета района выделено 160 тыс. рублей, из бюджета РТ  3 460 367  рублей.

    Среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений в 2008 году составила 7314  рублей.

 В августе 2008 года в  районе  по программе оптимизации изменилась сеть образовательных учреждений. Стали функционировать   15 средних школ,      7 основных    и  31 начальная школы с численностью  2425 школьников,  188 из которых впервые переступили  порог школы.

Школы  района обеспечены кадрами на 100%,  из которых    68-  с высшей квалификационной категорией, первой – 178, второй -    150.  Всего в школах  трудятся 437 педагогических работника.  

276 выпускников  средних школ,  успешно сдав ЕГЭ, получили аттестаты зрелости.  Из них  8   награждены золотой медалью ( 3% от общего числа выпускников),   7 выпускников - серебряной медалью (2,5%)  . 

Все 15 медалистов оправдали свои награды, поступив  в  различные ВУЗы  республики.

Общее среднее образование играет базисную роль в формировании конкурентоспособной личности. Проблема повышения качества образования сегодня становится одной из главных для всей системы российского образования.

 

Качество образования невозможно оценить без введения определенных нормативов, к которым следует отнести  и государственный образовательный стандарт (ГОС), и ЕГЭ, и предпрофильную подготовку, и профильное обучение. Задача повышения качества образования особенно актуальна на этапе  перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

Учебными  планами образовательных учреждений предусматривается  базовое,  предпрофильное и профильное обучение.

           Работа  по предпрофильной  подготовке учащихся ведется в районе  с 2004 года по нескольким  профилям.       В 22 школах  района осуществляется предпрофильная подготовка с охватом 296 учащихся (100 %).            

Профильное обучение реализуется в 6 средних школах (40%) района по 9 направлениям.

Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образование», который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.

 

За 3  года участия в ПНПО приняли участие в конкурсном отборе 27 школ, внедряющие инновационные образовательные программы, из них 3 школы стали победителями и 37 учителей  по направлению «Поддержка лучших учителей», из которых 9 учителей были удостоены Гранта  президента РФ.

В связи с реализацией ПНПО изменился климат в школах, появился настрой на успех, на достижение результатов.  Школы, которые получили миллион рублей  в рамках нацпроекта, реально улучшили свою материальную базу: закупили современное лабораторное оборудование, усовершенствовали программно- методическое обеспечение.

Поставка автобусов в сельские школы в рамках ПНПО позволила улучшить условия получения знаний и сделать более доступным качественное образование. За 3 года  Апастовскому району было выделено    3  автобуса.

В 2008 году по инициативе Главы района Загидуллина Р.Н. были утверждены Гранты  лучшим учителям  в количестве 8 человек по 20 тыс.рублей  и один Грант лучшей школе по итогам года – 50тыс.руб.

Грантовая система стимулирования одаренной и творческой молодежи является  примером внимания и поддержки  руководства района  развития творческой личности, мотивации к достижению глубоких и прочных знаний, активного участия  школьников в общественной жизни.

            Задача повышения качества образования остается приоритетной для каждого из нас. Ведь в современных условиях неуклонно растет роль образования – основы развития экономики  и общества. Вместе с наукой образование является мощной силой экономического роста, повышения конкурентноспособности экономики. Это делает его одним из главных факторов повышения благосостояния страны и благополучия каждого гражданина.

 

 

VI. Физическая культура

 

Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет 4700 человек, количество учащихся общеобразовательных школ – 2425 человек, количество обучающихся  в ПЛ-92 – 237 чел.

 В 2008  году главой и руководителем исполкома муниципального района были приняты следующие постановления  в области физической культуры и спорта, молодежной политики:

 

1. Постановление руководителя исполкома Апастовского муниципального района от 19.05.2008 года №81 «О проведении пятидневных учебных сборов с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы».

2. Постановление руководителя исполкома Апастовского муниципального района от 01.07.2008 года №132 «Об организации досуга детей и молодежи в летний период 2008 года на территории Апастовского муниципального района».

  В целях укрепления материально-технической базы ДЮСШ, для широкого привлечения молодежи, подростков к физической культуре и спорту, для обеспечения занятости детей и подростков, приобщение их к здоровому образу жизни был получен безвозмездно от Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ спортинвентарь на сумму 744,6 тыс.руб. Они были распределены по школам, где проводится учебно-тренировочный процесс по видам спорта.

            Для развития татаро-башкирской национальной борьбы среди подростков и молодежи Федерацией национальной борьбы РТ выделены 3 комплекта ковров и 10 борцовских манекен на сумму 235 тыс.рублей, которые были распределены по школам района. Для широкого привлечения молодежи к культурному досугу на средства местного бюджета были приобретены 33 комплектов русского бильярда на сумму 726 000 рублей.

Всего в районе имеются 83 спортивных сооружения, из них:

48 – плоскостных сооружений;

20 – спортивных залов;

9 – стрелковых тиров;

6 – другие спортивные сооружения.

Все объекты ориентированы на массового использование населением с целью охвата максимального количества занимающихся физической культурой и спортом.

Школьные спортзалы функционируют с 14.00 до 20.00 часов для учеников, а до 22.00 часов открыты для работающей молодежи.

 

В Апастовском районе молодежь занимает 30% от общего числа населения. Руководство района интересуется не только тем, как трудоустроен молодой человек, но и тем, как он проводит свой досуг.

Талантливая молодежь, особенно сельская  молодежь, нуждается в государственной поддержке. Именно с целью выявления одаренных детей были проведены отборочные туры Республиканских конкурсов-фестивалей: открытого молодежного Республиканского фестиваля эстрадного искусства «Созвездие- 2008», «Дулкыннар» (посвященного 80-летию со дня рождения Г.Зайнашевой, 70-летию со дня рождения поэта Ф.Яруллина).  Финалисты отборочных туров Мухаметзянов Азат, Сафиуллин Фаиль  и Хасанова Кадрия успешно защищали честь района в финале конкурса «Дулкыннар» и стали дипломантами конкурса, XIII республиканский фестиваль детской, юношеской и молодежной прессы «Алтын калэм- Золотое перо», где ученица В.Индырчинской СШ -  Бакирова Эндже, победительница  зонального этапа, участвовала в заключительном этапе.

Представители молодежной общественной организации «Молодая гвардия» активно участвуют во всех районных  мероприятиях,  поздравляли ветеранов 9 мая, чествовали молодых на Дне молодежи, участвовали в обучающем семинаре в Крыму. Отдел по делам молодежи и спорту оказывает содействие и поддержку действующим подростковым и молодежным общественным организациям. Успешно осуществляют свою деятельность в районе общественная организация «Союз наследников Татарстана». Ежегодно в летний период дети лидеры направляются в республиканские лагеря, дети из трудных и  из неблагополучных семей, дети-сироты отдыхают в пришкольных лагерях.

Молодых, лучших по профессии в 6 номинациях приветствовали на праздновании Дня молодежи.

В районе функционировали 22 пришкольных лагеря с дневным пребыванием, с охватом 844 учащихся. Летом 2008 года  в д.Деушево открылся оздоровительный стационарный лагерь «Свияга». Всего было оздоровлено 1059 детей. Отдел по делам молодежи и спорту, ДЮСШ совместно с работниками лагеря проводили спортивные мероприятия, различные игры. Прилагали все усилия, чтобы физкультурная работа соответствовала интересам детей, развивала инициативу, была массовой, строилась на принципах добровольности. Организовывались такие мероприятия, как «Веселые старты», «День прыгуна», волейбол, футбол, пионербол, легкая атлетика (бег на 60,100,200 м), прыжки в длину.

             С начала 2008 года в Центр труда и занятости Апастовского района  обратились   381 человек, в возрасте до 30 лет, в т.ч. 350 школьников и 31 незанятых граждан. Количество трудоустроенных составило 373 человека, или 97,9% от общего количества обратившихся.

Ежегодно растет количество участников традиционных физкультурно-массовых мероприятий – «Лыжня России», «Кросс наций», а также спортивные соревнования  для детей и подростков «Кожаный мяч», «Золотая шайба».

В ДЮСШ Апастовского муниципального района действуют 10 видов спортивных секций, такие как: бокс, нац.борьба, волейбол, самбо, настольный теннис,  хоккей с шайбой, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол, шахматы. По 10-ти видам спорта работают всего 26 тренеров-преподавателей, из них 8 штатных тренеров-преподавателей, 18 внештатных  тренеров-преподавателей. Физкультурное образование имеют 14 человек, средне-специальное 3 человека, профессиональное образование: высшее – 3, среднее – 6 человек. Начальник и гл. специалист отдела по делам молодежи и спорту исполкома   проходили курсы повышения квалификации в «Республиканском центре молодежных, инновационных и профилактических программ» Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

            Численность занимающихся на этапах подготовки составляет в спортивно-оздоровительной группе 245, в группе начальной подготовке 424, в учебно-тренеровочной группе 184 человека, всего 853 занимающихся.

В настоящее время в училище олимпийского резерва РТ обучаются воспитанники ДЮСШ по боксу Насибуллин Рифат Рафаелевич, Хакимов Юнус Данисович.

            По итогам республиканского смотра-конкурса на лучшую постановку учебно-воспитательной работы ДЮСШ РТ в 2007-2008 учебном году  ДЮСШ  Апастовского муниципального района заняла 5 место.

                         В 2008 году наши спортсмены активно участвовали в зональных и республиканских соревнованиях и неоднократно занимали призовые места. Так, Ильин Руслан занял III место в Первенстве Республики Татарстан по легкой атлетике, Бакиева Элина, ученица ДЮСШ, -  I место в Первенстве РТ по борьбе самбо, Хасанов Рафаэль  (Апастово) занял I место в соревнованиях по татарско-башкирской национальной борьбе среди юношей на призы Зеленодольского муниципального района и газеты «Яшел узэн»  1990-92 г.г.р.,  Нажмиев Рамил занял II место в Чемпионате РТ по тхэквондо ВТФ среди мужчин в Кам.Поляны в весовой категории до 62 кг., Шамилев Камиль-ученик Апастовской СОШ занял III место в Первенстве РТ по легкой атлетике (толкание ядра), Войтов Денис – ученик Мурзинской СОШ – II место в Республиканском турнире по национальной татаро-башкирской спортивной борьбе среди юношей 1992-94 г.г.р. на Кубок Президента РТ в весовой категории 65 кг.

            Объявления, новости, хроника спортивных событий, молодежной политики освещаются еженедельно в районной газете «Йолдыз» («Звезда») на татарском и русском языках. Периодичность газеты – 2 раза в неделю. Авторы публикаций – сотрудники отдела по делам молодежи и спорту, сотрудники ДЮСШ, спортсмены района, собственные корреспонденты редакции.

Представители прессы приглашаются на все мероприятия районного масштаба, сами принимают участие в спортивных соревнованиях. Ежегодно в мае проводится легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Йолдыз», посвященная Дню печати.

Собственных печатных изданий не имеется. С июня 2008 года в Апастовском районе начала работать местное телевидение, которые регулярно освещает молодежные, спортивные мероприятия, проводимые в районе.

            Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2005 года №597 «О привлечении внебюджетных средств на развитие и укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений дополнительного образования детей» и в целях укрепления материально-технической базы бюджетных учреждений дополнительного образования детей исполком Апастовского муниципального района  издал постановление от 12.01.2007 года №02 «О привлечении внебюджетных  средств в учреждения дополнительного образования детей». С 1 января 2007 года утверждены размеры родительской платы в учреждениях дополнительного образования детей местного подчинения. Для Апастовской ДЮСШ по всем видам спорта размер родительской платы на 1 учащегося в месяц в 2007 году составил 10 рублей,  а с 08.04.2008 года согласно постановления исполкома Апастовского муниципального района  от 08.04.2008 г. №17 «О внесении изменений в постановление руководителя исполкома №02 от 12.01.2007 года «О привлечении внебюджетных средств в учреждения дополнительного образования детей» составляет 15 рублей.

 Отдел по делам молодежи и спорту  ставит следующие задачи:

-                                 разработать план мероприятий по проведению в районе в 2009 году Года молодежи и года спорта и здорового образа жизни;

-                                 усилить поддержку рабочей и сельской молодежи;

-                                 улучшить организацию физкультурно-массовой работы в районе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. №567 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 г.г.» были выделены средства федерального бюджета для строительства крытого катка с искусственным льдом в пгт.Апастово.

 

 

VII.Жилищно-коммунальное хозяйство

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами в том числе:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме 39,2%;

управление товариществом собственников жилья 10,4%;

управление муниципальным или государственным учреждением либо предприятием не осуществляется;

управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы 50,4%;

управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района)  не более 25 процентов в районе нет;

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро- снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) 100%;

Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов 100%;

Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета нет;

Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги 97%;

Процент подписанных паспортов готовности жилищного фонда и котельных (по состоянию на 15 ноября отчетного года)

Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения:

по водоснабжению 1;

по водоотведению 1.

 

Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

благоустройства и озеленения территории, освещения улиц

Доля переработанных отходов в общем количестве собранных вторичных материальных ресурсов %;

Соотношение   фактического оснащения территории:

контейнерами и бункерами к  нормативно-расчетному  количеству 40%;

спецтехникой к  нормативно-расчетному  количеству 20%;

Удельный вес комплексно благоустроенных дворов в общем количестве дворов, требующих благоустройства 70%;

Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования, за исключением Государственного лесного фонда 80%;

Обеспеченность  улиц, проездов, набережных сетями освещения 60%.

 

 

 

VIII.Доступность и качество жилья

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя – всего 25,6 в том числе и введенная в действие за год  0,3 кв.метров

Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения - всего в том числе и введенных в действие за год 0,05 единиц;

Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:

общая площадь жилых помещений  6719 кв. метров;

число жилых квартир 61единиц;

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет 96,8%;

Год утверждения или внесения последних изменений:

в генеральный план городского округа (схему территориального планирования муниципального района) в разработке;

в правила землепользования и застройки городского округа (муниципального района) в разработке;

в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры 2008 год;

 

 

IX.Организация муниципального управления

 

            -Для удовлетворения населения обобщается и доводится до конкретных исполнителей.Организован контроль за исполнением обращения граждан.Отчеты ответственных должностных лиц регулярно заслушиваются на еженедельных совещаниях при главе муниципального района. В районной газете «Звезда» (Йолдыз)» регулярно освещаются и анализируются вопросы, поднимаемые на приеме граждан.

    -   Автономные муниципальные учреждения в районе не созданы.

    - В районе имеются: Районный Дом культуры, 25 сельских Домов культуры, 35 сельских клуба, 3 автоклуба, 1 центральная библиотека, детская библиотека, 27 филиалов ЦБС, 3 музея (Апастовский районный краеведческий музей, музей им.С.Садыковой д.Тутаево, музей Ф.Насретдинова и Б.Валиевой д.Шамбулыхчи), Апастовская детская школа искусств с тремя филиалами.

    Основных направлениях развития культуры муниципального района обозначено сохранение материально-технической базы учреждений культуры и укрепление. В течение 2008 года все объекты содержались работоспособном состояние, полностью обеспечились электроэнергией, теплом и необходимыми инвентарями. Создание условия, выделяемые средства вполне позволяли вести планомерную работу в организации культурно-досуговой деятельности населения.

    В 2008 году в объектах культуры района произведен капитальный ремонт на сумму 6 млн.тыс.руб. Здание магазина дер.Тявгельдино реконструктировано на клуб 100 мест Завершен строительство Дома культуры дер.Бурнашево на 150 мест. Произведен капитальный ремонт Апастовской детской школы искусства.

    2009 год в районе объявлен годом завершения газификации объектов культуры. Всего газифицировано 51 объектов культуры. В том числе два в 2008 году. В 2009 году будет завершена газификация объектов культуры.

    Ограждено и проведено ремонт ограждений при клубных участках, протяженностью 750 метров, силами работников культуры района посажено 450 плодовых деревьев. Во всех учреждениях культуры имеются цветочные клумбы.

    В 2008 году для приобретения музыкальных инструментов и пошива сценических костюмов было выделено 400 тыс.рублей бюджетных средств и приобретено технических средств, оборудования на сумму 1.440.0 руб.

    На сегодняшний день из 157 работников культуры 75% имеют специальное образование.

    В учебных заведениях культуры обучаются 10 человек. В 2007-2008 году поступили в учебные заведения культуры 5 человек. В 2009 – 2011 годах планируется обучение работников культуры 20 человек.

 В Апастовской централизованной библиотечной системе книжный фонд составляет 274384 экземпляров книг, всего читателей – 17314. Книжный фонд по сравнению с 2007 годом возросло на 2009 экземпляров .

    В 2008 году на подписку газет и журналов из местного бюджета было выделено 149 тыс., а в 2007 году   выделено 134 т.руб. В 2009 году выделено 170 тыс.руб.

    По линии Министерства Культуры РТ получили книги на сумму 361 тыс.руб, на подписку 115510 тыс.руб.

    Из Федерального бюджета было выделено 57 тыс.руб. для приобретения книг, в 2009 году – 86 т.руб.

    В 2008 году Центральной библиотеке и 4-х сельских филиалах установлены новые компьютеры с программой электронным Правительством Татарстана, читатели бесплатно пользуются Интернетом.

  Библиотеки района принимали активное участие в Республиканском экологическом конкурсе «Пусть вечно радует душу ласковый шум лесов» , где Ср.Балтаевская библиотека занимала 1-ое место и была награждена ценным подарком.

  Б.Коккузовская сельская библиотека стало лауреатом Республиканского конкурса «Творческий поиск» и была награждена дипломом. Б.Коккузовская библиотека также участвовала Республиканском конкурсе детских библиотек в номинации «Село и дети» заняла 2-ое место.

    В районе имеется детская школа искусств с 3 мя филиалами. В них обучаются  208 учащихся. Плата за обучение в среднем 100 рублей в месяц. В 2008 году поступление за обучение составляет 160 тыс.рублей,  в 2007 году было 105 т.р., 2009 – 2011 году планируется 200 т.руб.

       Участники художественной самодеятельности района приняли активное участие на открытом молодежном фестивале эстрадного искусства «Созвездие» в номинации хореография, где в зональном конкурсе в г.Буинске заняли П место.

       Ансамбль баянистов детской школы искусств приняли участие в Республиканском конкурсе им.Ф.Туишева «Уйнагыз , гармуннар» и стали дипломантом конкурса. Руководитель Ф.Хисамов.

        Была организована отчетный концерт преподавателей и учащихся перед жителями п.г.т.Апастово . Для жителей райцентра и родителей учащихся проводились курсы лекций занятия факультета музыкального искусства университета культуры на тему «Пути развития татарской профессиональной музыки».

    В Апастовском районе на сегодняшний день действуют 3 музея, которые здания построены последних шести лет.

  По решению исполкома Апастовского муниципального района № 105-р от 9 июля 2008 года киноучреждение передан безвозмездно на баланс отдела культуры. В 2008 году продемонстрировано 254 сеансов. Число посещений 3533 человек. Валовый сбор 19360 рублей. Для национальных фильмов в общем объеме кино показа составляет : зарубежных -39 процентов , советских -61 процентов.

      Работники культуры регулярно участвуют в республиканских и  районных смотрах конкурсах. Три семьи из района  стали дипломантами конкурса «Крепка семья –сильна держава, две семьи  участвовали в г.Казани семейном конкурсе  в День семьи 15 мая 2008 года.

      Активно участвовали в республиканском конкурсе «Татар моны».

       Хореографический коллектив РДК , народный театр РДК были дипломантами в Республиканских конкурсах и фестивалях.

       Перед работниками культуры стоит задача использовать в своей работе как можно больше разнообразных форм и методов культурно-досуговой деятельности  предстоит не просто организовать деятельность , в результате которой получаются какие то спектакли или проделки , а превратить культурно-досуговую деятельность в процесс духовного обогащения и морального совершенствования личности.

  -  Организаций муниципальной формы собственности находящихся в стадии банкротства в районе не имеются. Кредиторские задолженности по оплате труда муниципальных бюджетных учреждений не существует.

  - Соблюдается сроки ввода объектов капитального строительства, в том числе объектов капитального строительства муниципальной формы собственности.

 

 

Последнее обновление: 2 марта 2015 г., 09:11

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International